• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Очень важно, чтобы талантливые дети могли раскрыть потенциал в своей родной среде» – интервью с сопровождающими сборных

Для Светланы Викторовны Сафоновой и Елены Александровны Пантелеевой поездки на Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике стали не просто работой, а частью жизни. Уже тридцать лет они собирают команды, поддерживают ребят на турах, радуются их успехам и переживают вместе с ними. Мы поговорили о том, какими были разные годы, чем запомнились первые олимпиады и почему за три десятилетия любовь к олимпиадному движению только крепнет.

«Очень важно, чтобы талантливые дети могли раскрыть потенциал в своей родной среде» – интервью с сопровождающими сборных

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Я работаю в физико-математическом лицее №31 в Челябинске. Экономикой начала заниматься случайно — по первому образованию я историк. Но при этом с 1996 года сопровождаю команду на Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике.

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборной Удмуртской республики

Я доцент кафедры экономики и финансов Ижевского государственного технического университета имени Калашникова. Параллельно работаю со школьниками с 1992 года и до сих пор преподаю в Экономико-математическом лицее №29, которому в этом году исполняется 35 лет. Это одна из первых школ, где появилась экономика как отдельный предмет — ещё в конце советской эпохи. Изначально это был наш с коллегами эксперимент: в 90-е в лицей пришли молодые преподаватели вузов, и мы вместе начинали школьную экономику с нуля.

Что вы помните о своей первой поездке?

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Это был 1996 год. Олимпиада проходила в посёлке Московский, на базе Академии сельскохозяйственных наук. Мы туда несколько лет подряд ездили. Тогда всё было иначе: только три призовых места — первое, второе и третье. Мой ученик занял 18-е место — очень достойно для десятого класса.

Но министерство тогда не оплачивало участие. Финансирование пришлось искать самой: я ходила по спонсорам, даже просила деньги у начальника Южно-Уральской железной дороги — не вышло. Тогда мы с директором составили список богатых людей Челябинска, и я буквально пошла с протянутой рукой. Один добрый человек — директор строительной фирмы — оплатил нам и перелёт, и проживание. Так мы и попали на олимпиаду.

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

Мы жили в девятиэтажке, в которой был выделен целый подъезд — с ковровыми дорожками, вполне приличные условия. Помню, один из школьников получил в награду большой телевизор, и у него возникли сложности с турникетами в метро. Впечатления остались яркие, это был новый, неизведанный мир.

Были ли у вас ситуации, когда ученики добивались справедливости на апелляции?

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Да, была такая история, которую я рассказываю всем. Это была задача Д.В. Акимова, она оценивалась в 20 баллов. Моему ученику сначала поставили всего 2 балла. Мы пошли на апелляцию — и он отбил полный балл. Представьте, 18 баллов! Он сидел там несколько часов, доказывал, объяснял. Причём он решил задачу не так, как было в авторском решении, — у него был свой способ. И он его отстоял. Я считаю, это был триумф.

Почему вы считаете, что поддержка талантливых учеников важна?

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

Лучшие ребята часто уезжают из регионов, а местные вузы не всегда могут предложить им подходящие условия для развития. Очень важно создавать возможности для старта, чтобы талантливые дети могли раскрыть свой потенциал в своей родной среде. Это помогает им развиваться не только в профессиональном плане, но и в социальном, вносить вклад в развитие своего региона и чувствовать, что они часть важного процесса.

Как изменилась олимпиада за 30 лет?

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Кардинально. Тогда не было учебников, информации — только «вещи из чемодана», привезённые с предыдущих олимпиад. Сейчас — сайты, ресурсы, iloveeconomics.ru, онлайн-школы. Всё доступно. Но с другой стороны, ушла начитанность.

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

До 2009 года регионы платили орг.взносы, полностью оплачивали проезд и проживание. После реформ часть расходов взял на себя федеральный центр. Регионы теперь обеспечивают только дорогу и сопровождающего. Это облегчило участие.

Что было самой сложной задачей на вашей памяти?

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Из первой олимпиады. Там были линейные функции спроса и предложения, ни одной цифры. Для историка — кошмар. Сейчас я такие задачи решаю, но тогда это было чем-то запредельным.

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

Была задача, где применялся принцип золотого сечения к модели монополии. Это был 2007 год, а средний балл тогда — 25 из 140. Ещё была задача про «Ижавиа». Алексей Суздальцев ездил к маме, посмотрел практику продажи билетов, и из этого получилась модель. Сноска даже есть: «Навеяно практикой авиакомпании “Ижавиа”».

А как вы проводите время, пока ваши дети пишут тур?

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

Было время, когда я говорила: «Не говорите свои баллы никому-никому, никогда не говорите».

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Обязательно держу кулачки. Раньше буквально сидела с кулаками. Сейчас уже мысленно, но всё равно держу. А раньше даже сама решала задания вместе с детьми — сидела, пока они писали, и думала, как бы я справилась.

Что остаётся неизменным во ВсОШ?

Светлана Викторовна Сафонова

сопровождающая сборной Челябинской области

Атмосфера. Это то, что, мне кажется, не меняется. Когда я возвращаюсь с Всероса, у меня ощущение, что учебный год закончился. Даже если Олимпиада была в марте — всё, точка. Это особенное завершение.

А ещё — сообщество учителей. У нас сформировалось настоящее профессиональное братство. Есть люди, с которыми я прошла почти весь этот путь — если не все 30 лет, то большую часть точно. Мы стали друзьями, и каждая встреча с ними — радость. Это неформальное, но очень крепкое сообщество, где нас объединяет любовь к своему делу, желание делиться опытом и поддерживать друг друга. Это огромная ценность.

Какие навыки сегодня важнее всего для молодых экономистов?

Елена Александровна Пантелеева

сопровождающая сборная Удмуртской республики

Современные экономисты должны обладать сильными математическими и компьютерными навыками, ведь границы между профессиями всё больше стираются из-за искусственного интеллекта и работы с большими данными. Важно, чтобы экономист мог применять математические методы к реальной жизни, анализировать взаимосвязи и использовать системный подход. Проблема в школах — недостаток квалифицированных преподавателей экономики, ведь часто её преподают учителя обществознания, которые не всегда справляются с формальными методами. В нашем лицее, несмотря на сложности, экономику преподают в социально-экономическом классе, и он успешно конкурирует на олимпиадах, принося региону победы.